СНАЧАЛА
О КРОНШТАДТЕ В начале этой весны мне, уральскому сутяжнику, пришлось посетить город Санкт-Петербург. Местное отделение Всероссийского просветительного общества "Мемориал" проводило семинар по правовой защите цыган-котляров от массового нарушения их права на жилище и выбор места жительства. Семинар в общем-то не имеет большего отношения к циклу моих рассказов, кроме того, что он явился причиной моего небольшого турне. Как раз накануне моей поездки, севастопольский сутяжник Андрей Козлов обратился ко мне с убедительной просьбой как-то переслать ему серию книг по Европейской конвенции о защите прав человека, которую на протяжении ряда последних лет издает и бесплатно раздает общественная организация "Сутяжник" из города Екатеринбурга. С Андреем, бывшим офицером-подводником Северного флота, я заочно знаком уже более года по постоянной переписке. Андрей учится на юриста, изучает украинское и российское право, т.к. в Севастополе есть ЧФ, а права нарушаются везде. Я в то время также являлся студентом-заочником Уральской юридической Академии. Я также служил подводником на Северном флоте, да и возраст, род занятий, образ жизни - всё у нас было схожим. Мы сдружились по переписке и он давно звал меня посетить его город, овеянный славой русских моряков. Я в Севастополе ни разу не был и мысль съездить и посмотреть его давно довлела надо мной. Возможность из Питера махнуть в Севастополь я не исключал. К тому же 19 марта - день подводника. Всё-таки из Питера в Крым путь был короче, чем с Урала и с билетами в это время посвободнее, чем летом. Да и потом, кто знает, может в будущем отношения России с Украиной ещё более осложнятся, Украина сейчас направлена в сторону Европы и съездить туда в будущем может оказаться намного труднее. А пока.... пока туда можно махнуть без визы и даже по российскому паспорту. Но в Питере меня ждал сюрприз. На сайте "одноклассники.ру" я давненько так разместил свою анкету - учился там-то, работал там-то, служил там-то.... Говорят, что этот сайт создан при помощи ФСБ для сбора досье с граждан. Но меня это не пугает. КГБисты итак всё, что нужно обо мне знают, лишнего в анкете я о себе не сообщал, а возможность найти одноклассников и бывших сослуживцев, согласитесь, всё-же вещь приятная. Ведь во второй половине жизни человек живет больше воспоминаниями и, в основном, эти воспоминания связаны с юностью, с её надеждами на будущую жизнь.. Интересно же узнать как у кого сложилась жизнь. Но поселившись на сайте и, вообще в интернете, я понял, что "звездюсь" на виртуальных просторах пока я один. И долго я был один, пока, наконец, не нашел Игоря Ярошенко, служившего после меня офицером на моей подводной лодке. С ним я стал изредка переписываться, узнавать судьбу лодки, тех, с кем служил. Игорь служил с мичманом Буницем - который пришел из училища в мой отсек, а такзе с Володькой Фицнером - засовцем и моим одногодком. С Володькой мы служили срочную, демобилизовались. Я в своё Заволжье, он в Молдавию. Как оказалось, спустя несколько месяцев, он вернулся на родную "букашку" и стал служить сверхсрочную. Букашкой в просторечии называют серию наших дизельных подлодок. Название произошло от литера "Б" - буки или большая. Кстати, на флоте распространены старославянские названия - атомная подлодка "азуха" (от "аз" - литер "А", регенерация "веди" - от старославянской буквы "В" и т.д. Так вот, Игорь служил с Володей в четвертой эскадре дизельных подлодок в городе Полярном на Кольском полуострове до конца восьмидесятых годов - вместе ходили в автономки (длительные автономные плавания). Потом Игорь ушел на другую лодку, мичман Буниц демобилизовался и уехал на родину в Днепропетровскую область и его следы затерялись. С Фицнером же какие-то контакты Игорь поддерживал. Сам он демобилизовался, осел в Питере и работает там в некой охранной структуре. Я в Питере бываю часто - у меня там дети живут, одноклассник Сашка Крутов. Приехав в Питер, я решил встретится с Игорем. Позвонил ему. И тут он меня огорошил. "Оказывается, Володя Фицнер купил недавно квартиру в Кронштадте и сейчас дома. Он также демобилизовался, у него своя фирма.... В общем, если, говорит, хочешь с ним пообщаться, я ему сейчас же позвоню. Конечно же хочу! - ответил я, - и даже встретится не против с ним, да и с тобой тоже. Ведь вчера же был день подводника!..." Через пять минут я уже разговаривал по телефону с Фицнером. - Серега, я рад тебя слышать и очнень хочу встретится! Завтра жену провожаю в Полярный с Ладожского вокзала и я один дома. Могу тебя забрать в Питере. Приезжай с ночевкой, Игоря пригласим тоже, отметим день подводника, заодно Кронштадт посмотришь ..." и всё в таком роде. Конечно же я согласился. Эмоций много. Мы с Володькой не виделись 28 лет! У меня ещё не было встреч после столь длительных расставаний... Только с двоими сослуживцами я встречался и то вскоре после службы. У Миши Суркова в Коломне был на свадьбе, у Кольки Трощего на Кубани и всё. На следующий день, после семинара, как мы договорились заранее, я подъехал к метро "Старая деревня" - ближайшая к началу Сестрорецкого шоссе, ведущему в Кронштадт. В этом городе я проходил учебку - знаменитую "три девятки". После года службы на Севере, мне пришлось с лодкой вернуться в Кронштадт - на ремонт в морской завод. Последние год с небольшим службы мы с Фицнером провели в этом городе. В нем он и осел после Полярного и даже квартиру купил в соседнем с нашей казармой доме. Этот дом огораживал двор нашего десятого дивизиона подводных лодок, ремонтировавшихся в местном морзаводе. Кронштадт был закрытым городом, расположенным на острове Котлин в Финском заливе в двадцати километрах от Ленинграда. Ещё при нас стали строить дамбу - огромное гидротехническое сооружение для защиты Ленинграда от наводнений. Дамба же должна была служить связующим звеном островного города с материком. Тогда же связь с "большой землей" была только паромная (на город Ломоносов) и "Метеорами" (судами на подводных крыльях) с Ленинградом. Лет десять назад, северная часть дамбы соединила остров с материком. Боевые подводные лодки перевели в Балтийск (главную базу Балтийского флота) и с города сняли секретность. Теперь в него может приехать любой желающий. Как я давно не был в Кронштадте?! Желание увидеть город, в котором провел два года службы, также было велико... Подъехав к "Старой деревне" я созвонился по мобильнику (как же раньше без сотовых телефонов обходились?!) и встретился и с Игорем и с Володькой. Встретив на улице, я бы его не узнал - полысел как Ленин в Разливе. Только вот голос, говор знакомый. - А ты Серёга совсем не изменился - сказал он мне. Обнялись, сели в машину. К нам подошел ещё один человек " Александр, - представил его Володя, - тоже наш брат-подводник. Ну что, мы уже затарились водкой, продуктами, квартира в нашем распоряжении, баб не будет, вперед!" И мы взяли курс на Кронштадт. Кронштадт расстраивается - появился новый жилой квартал. Старый же город в каком-то запустении. Обшарпанные унылые дома. В нем с трудом узнавались знакомые улицы. Во время нашей службы, город был небольшой, чистый и красивый, но специфический. На сорок тысяч гражданского населения в нем приходилось семьдесят тысяч военных. На пяти квадратных километрах в выходные дни выставлялись восемнадцать военных патрулей. Так что, на каждом перекрестке матросу, уходившему в увольнение, приходилось отдавать честь патрулям, каждый третий твой шаг контролировался с какой-нибудь точки города. Но всё равно, мы в увольнение с удовольствием ходили - подышать воздухом свободы, в кафе съесть заварное пирожное, в кино, на танцы в Морской собор, просто походить по городу и посмотреть на девочек. В Полярном мы всего этого были лишены. Полярный хоть и город и по размерам и по количеству и соотношению военного и гражданского населения такой же, но ..... Северная специфика давала о себе знать. Во-первых, десять месяцев в году зима и большая часть - полярная ночь. "Деффки", закутанные в шубы и темнота. Во-вторых, смотреть особо нечего, да и холодно! В третьих, и это главное, на севере много снега, а убирать его кому-то надо. Этой, дармовой рабсилой служили военные, находящиеся на гауптвахте. Начальника "губы" (так в просторечии называется гауптвахта) в наше время был мичман. Фамилию его, к сожалению, со временем я забыл, но он, казалось, был самым главным в городе, своего рода, комендантом. Даже офицеры, вплоть до старших отдавали ему честь первыми! Такой это был грозный человек. Он мог любого посадить на губу и "иметь" там по полной программе. Патрули на улице прицеплялись к каждому военному и при малейшем нарушении, даже не в поведении, а в форме одежды, задерживали и оформляли на "губу". Я сам бывал в карауле на гауптвахте и видал там муштру. Бог миловал и оказаться на месте осужденных я очень не хотел бы. Поэтому, в увольнение в Полярном без острой надобности никто не ходил. Вспоминается один характерный случай. Однажды мы были в карауле и свободные от несения службы, сидели в караульном помещении, слушали байки начальника караула - нашего каплея (капитан-лейтенанта) Фетисова. Тот любил побравировать перед матросами своей удалью.. Как кот, он слащаво улыбался, теребил свои усы и "заливал" нам о своих похождениях. Мы все понимали, что он привирает, но слушали с интересом, смеялись... И вот, сидит он и "травит" очередную историю. Она как раз касалась какого-то инцидента нашего Каплея с начальником "губы". И вроде как Фетисов там "рулил". Если вы вспомните мультфильм про попугая Кешу, то картина была идентичная: Фирсов "заливал", а мы, разинув рты, его слушали. И вдруг раздается телефонный звонок. Наш полуразлегшийся каплей, нехотя берет трубку и вальяжно так говорит: -Алло. Неожиданно, выражение его лица резко меняется на испуганное. Он вскакивает и стоя продолжает: "-Есть товарищь мичман!... Слушаюсь товарищ мичман!!... Будет сделано товарищ мичман!!!... Разговор заканчивается. Каплей, после некоторого раздумья, с силой бросает телефонную трубку на аппарат, медленно бухается на топчан и, сквозь зубы, с выражением злобы, произносит: "С-к-о-т-и-н-а!!". Мы все выпали!!! Вот мы приехали к Володе домой. Выгрузились, Володя пошел на кухню готовить закуску к столу, а мы с Игорем стали смотреть фотографии со службы, кинофильмы восьмидесятых годов о службе, переложенные и озвученные в видео. Саша, живший в Кронштадте неподалеку пришел с ещё одним товарищем - Кириллом, также бывшем подводником-североморцем. Короче, нас за столом оказалось пять подводников. Володя запек в духовке крупных карпов, и мы под водочку отлично посидели мужской компанией - вспоминали службу, интересные случаи, произносили тосты за морское братство, за тех кто в море... После полуночи пошли гулять по ночному Кронштадту. Оказалось, что на доме, где живет Володя, вывесили мемориальную доску о том, что в нем жил легендарный подводник, враг номер один Гитлера Александр Маринеско! Надо же! Ведь это он, потопив самый крупный немецкий транспорт того времени "Вильгельм Густлов" с многими высшими чинами СС и Вермахта и с двумя десятками подготовленных экипажей подводников, лишил Гитлера всяких шансов взять реванш в конце войны. А раньше такой доски на этом доме не было. Маринеско был в опале в советские времена и его имя не очень то часто упоминалось тогда в прессе. Сейчас память восстановили. Возможно, мы сидели за столом как раз в той квартире, где жил Маринеско?! Конечно же, мы не упустили возможность сфотографироваться у мемориальной доски. Также сфотографировались в Петровском парке у памятника Петру Первому, затем у рубки-памятника подводной лодки. Как раз в эту ночь сыпал густой снег и снежинки белыми пятнами заполнили наши фотографии. Проводив Кирилла с Сашей до их домов, мы вернулись к Володе и, переночевав у него на следующий день уехали в Санкт-Петербург. Снег шел всю ночь и только к обеду прекратился. В Питере, я по электронной почте связался с Андреем из Севастополя и окончательно решил, что нужно к нему ехать. Через неделю у него был назначен суд с министерством финансов Украины в защиту инвалидов войны. Возможность побывать в украинском суде окончательно укрепила меня в мысли сразу из Питера уехать в Севастополь. Накануне поездки в Питере, всю зиму продержавшимся без снега, вновь прошел сильнейший снегопад с ветром. За два дня выпала полуторамесячная норма осадков. И вот из зимы я поехал в весну из столицы Балтийского флота в столицу Черноморского флота, прямо по меридиану с севера на юг. |