Универсальный алгоритм защиты нарушенного права.

 

Кто из Вас, может задать вопрос: «Зачем мне нужен какой-то алгоритм, если я просто могу нанять юриста и обратиться в суд»? Есть ряд причин, по которым всё же лучше действовать по предлагаемому алгоритму:

во-первых, к сожалению, лишь 20% юристов настолько квалифицированы, что в принципе могут дать консультацию надлежащего уровня, при этом, лишь каждый пятый из этих действительно квалифицированных юристов, в силу ряда обстоятельств, Вам сможет помочь (сам работает в данной сфере, на баррикадах – против Вас, или запрашивает довольно крупную сумму и т.д.);

во-вторых, огромную часть дел можно решить без суда, нередко это более оперативно и без особого напряга с Вашей стороны. При этом эффективность досудебных способов защиты довольно высока. Так, на 1-ой стадии успеха удаётся достичь в каждом третьем случае, на втором пункте – в 4-х случаях из пяти, при применении 3-го пункта – до половины, соответственно получается, что в случае применения предложенного алгоритма из ста случаев Вы 35 решите за счет претензии, 52-за счет обращения в спец органы, 7 за счет прокуратуры, а к суду останется (если Вас удовлетворяет всего лишь возмещение ущерба) только 6 из 100! Соответственно, Вам будет проще жить и суды не будут так загружены

и в-третьих! На досудебных стадиях (при использовании досудебных способов защиты нарушенных прав) Вы нередко можете получить больше, чем на суде – это я Вам абсолютно серьёзно говорю.

Полагаю, что следование данному алгоритму защиты прав является универсальным и оптимальным вариантом, в случае, когда Вы действительно желаете реализации Вашего права. Любой из пунктов алгоритма может быть пропущен, однако, если Вы пропустили пункт, то вернуться к нему представляется проблематичным и нецелесообразным. Например, если Вы пропустили п. 2 «Обращение в специальный орган» и п.3  «обращение в прокуратуру», и сразу применили п. 4 – обращение в Суд и получили отказ, то обращение к реализации п. 2 и п.3 будет скорее всего безрезультатным. Мало того, пропуск пункта может повлечь невозможность использование следующего пункта, так если Вы не исп. п.2 «Обращение в специальный орган», то обращение в прокуратуру может быть безосновательным и, как следствие, безрезультатным.

В случае, если Вы желаете не реализации Вашего права, а желаете наказать обидчика, или ещё «хуже» - заработать на нарушении Ваших прав, то применение п. 1 не всегда представляется обоснованным (т. е. его можно пропустить), а реализация Вашего права (или соответствующий ответ органа власти) – могут быть использованы в суде (где можно затребовать компенсации морального вреда и т.д.) в качестве абсолютного и неоспоримого доказательства – но здесь нужно поаккуратней.

Итак, приступим.

В случае, если Ваше право нарушено, то:

I. Вы вправе обратиться к лицу, нарушившему Ваше право с претензией. Претензия составляется в письменном виде, в ней обязательно указывается:

а) к кому она направляется (орган/организация, должностное лицо (если известно));

б) кто направляет данную претензию (с обязательным указанием контактов (адреса, факса и т.д.) желательно указать телефон, по которому возможно с Вами связаться для уточнений дополнений и т.д.);

в) описывается ситуация в которой произошло обстоятельство (по возможности время и место, зачем Вы пришли, что хотели и что Вам ответили и т.д.);

г) в чём заключается нарушение Ваших прав (этим мне причинен такой-то вред, а так же нравственные страдания и т.д.);

д) если известно, какие пункты и статьи каких нормативных актов нарушены – укажите, хотя это и не обязательно – пуст сами выясняют, нарушили ли они Ваши права ;);

е)  укажите Ваши требования (ПРОШУ (ТРЕБУЮ) в срок, до такого-то числа осуществить то-то и то-то;

ё) добавьте фразу типа «В случае невыполнения моих требований в 30-днейный срок, оставляю за собой право обратиться за защитой моих прав в……, в прокуратуру, в суд» (на месте многоточия ставится орган, в который в случае неудовлетворения Ваших требований Вы будете обращаться (по трудовым спорам – к государственному инспектору труда, по вопросам защиты прав потребителей – в отдел администрации по защите прав потребителей, в Роспотребнадзор и т.д. в зависимости от того, какие Ваши права нарушены);

ж) дата, подпись/расшифровка подписи (это в обязательном порядке, поскольку отсутствие даты – влечет отсутствие подтверждения «момента отсечения» - то есть момента, с которого начинает течь указанный Вами срок; отсутствие подписи/расшифровки может быть расценено, как анонимность сообщения (не смотря на то, что Вы указали Ф.И.О. в самом начале претензии) – так что обязательно!).

Написали претензию? Если она не вошла на 1 стр. – сократите. Если нет возможности такой – отправляйте так, но учтите, что всё, что занимает более одной страницы читается в последнюю очередь, соответственно, и реакция последует не особо быстро и скорее всего так же на нескольких листах – читать замучаетесьJ Итак, претензия составлена. Теперь как её правильно направить? Правильно направить претензию можно только двумя способами:

1)      отправка заказным письмом (или заказным письмом с обратным уведомлением);

2)      передача лично (представителю органа, организации) – с предъявлением этому представителю копии претензии, на которой необходимо получить от него: дату получения, подпись, входящий номер (если есть).

Все остальные способы отправки, в том числе и простым письмом – возможно будут рассмотрены, получателем, но… вовсе не факт, так как Вы никогда не сможете доказать, что вы такое письмо отправляли.

В случае, если в указанный Вами срок Вами не получен ответ (прибавляйте на всякий случай – столько дней, сколько необходимо для доставки ответа почтой), либо ответ Вас не удовлетворил, то =>

 

II. Сдует обратиться в орган, занимающийся рассмотрением соответствующих обращений с соответствующим заявлением/жалобой. Например, если нарушены Ваши права, как работника – следует обращаться к государственному инспектору труда, если права потребителя – в отдел муниципалитета по защите прав потребителей (не путать с обществом по защите прав потребителей! – это беззубая общественная организация) и/или Роспотребнадзор (в принципе права работников и права потребителей претерпевают наибольшее количество нарушений и порядка 80% нарушений – именно данные права). И иные органы следует определять по соответствующему нарушению (например, если жилищные нарушения (ЖКХ) – в Жилинспекцию и т.д.)

Вашу жалобу следует направлять по правилам направления претензий (см. п. I). Соответственно корректируете содержание. При этом, Вы уже не требуете от органа, а просите от него защиты, именно просите, поэтому сроки и угрозы (типа последнего абз. Претензии) некорректны, но… вполне возможны (я - не пишу)).

Вашу жалобу рассмотрят, и скорее всего ответят в месячный срок (ибо так велит Указ Президента).

Если полученный Вами ответ Вас не удовлетворил =>

 

III. Возможно обратиться в прокуратуру с жалобой на орган, который ненадлежащее выполнил свои обязанности по государственному контролю и защите Ваших прав. И в этом же заявлении укажите саму ситуацию, в которой Вы пытаетесь добиться защиты.

При этом, нужно понимать, что прокуратуру – многоуровневая структура, и в случае, если Вы полагаете, что Вам нарисовали отписку, вы вправе обратиться в вышестоящую прокуратуру, но, опять же – не обязательно (районная, межрайонная => субъекта РФ => федерального округа => Генеральную прокуратуру РФ).

Если ответ прокуратуры Вас не удовлетворяет, то =>

 

IV. Суд.

В суд следует идти как в случае,

а) если предыдущие Ваши действия не привели к достижению нужных Вам результатов – в таком случае, в зависимости от ситуации, вполне может пригодиться помощь высокопрофессионального юриста, либо недавно закончившего юр фак. ВУЗа (ещё обучающегося студента), но стремящегося сделать  многое в юриспруденции. Но как я уже говорил – Вам сможет адекватно помочь процента 4% от потенциальных «юристов». И тут уж как распорядятся духи закона и судьба!

так и в случае

б) когда действия по предыдущим пунктам привели результату. Но, результат Выс не удовлетворяет (не полное восстановление прав. Появившееся желание «прижать обидчика» и т.д.) В таком случае можно как воспользоваться услугами юриста (адвоката) так и привлечь к процессу иного представителя – ибо расходы на представителя в разумных пределах, возмещаются выигравшей стороне.

Хотя в принципе, можете воспользоваться и помощью нашего сайта в соответствующем разделе.

Что надо знать для участия в судебном процессе?: суд НЕ будет разбираться в том кто виноват и т.д. Каждая из сторон представляет свой пакет доказательств и чьи доказательства перевесят, тот и прав (именно поэтому фемиду изображают с весами). При этом, в гражданском судопроизводстве действует «презумпция вины» - то есть ответчик причинил истцу вред, пока на доказано иное.

Так же необходимо понимать, что любое судебное решение может быть обжаловано до вступления в законную силу (в течении определенного, обычно 10-дневного срока если это постановление мирового судьи – то в порядке апелляции, если федерального судьи районного суда – в порядке кассации), и после вступления в законную силу – в порядке надзора.

 

В случае, если Вам не удалось отстоять свои права на территории России, то =>

 

V. Вы вправе обратиться в ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека. Особенность данной инстанции в том, что поскольку в Европе не особо долюбливают Россию, то зачастую, если решение можно обосновать в Вашу пользу, то оно будет в Вашу пользу.

Но если уже и ЕСПЧ Вам не помог, то Вы, скорее всего, не правы!

 

Автор: Коин Андрей
ведущий юрисконсульт
"СТ Лигал Групп"
в г.Санкт-Петербург

Скачать статью в формате DOC

Отправить письмо администратору


Hosted by uCoz