СОТОВАЯ СВЯЗЬ – НАПРАСНАЯ БОЯЗНЬ

Вы купили сотовый телефон. Вскоре после покупки в аппарате обнаружили недостатки. Обращаетесь к продавцу с просьбой вернуть деньги за неисправный телефон, но вам отказывают, направляют в сервисный центр, где также отказывают в возврате денег, и предлагают сдать мобильник в ремонт. Как правило, на срок от 20 дней до 2х месяцев.

Пусть ремонт бесплатный. Пусть даже на время ремонта вам выдадут другой аппарат. Но ведь вы приобретали абсолютно новый аппарат, на который установлен гарантийный срок! И раз он неисправен не по Вашей вине, вы справедливо хотите не ремонтировать аппарат, а вернуть его продавцу с обменом на новый равноценный, либо возвратить деньги и купить у другого продавца.

 

Ситуация, к сожалению, до боли знакомая. В настоящее время наибольшее  количество обращений в Урайский отдел защиты прав потребителей идет именно по сотовым телефонам.  Практически все салоны сотовой связи, стоит лишь покупателю обратиться с жалобой на качество приобретенного телефона, отправляют его в сервисные центры для ремонта аппарата. Я беседовал с потребителями, которые уже имели проблемы с возвратом денежных средств за приобретенный некачественный мобильник.

Больше всего нареканий на качество и «отфутболивание» идет от покупателей, приобретавших мобильные телефоны в магазинах сети «Евросеть».  Создается впечатление, что законодательство написано не для менеджеров и руководства этой компании. Причем нарекания на «Евросеть» идут и из других регионов нашей страны. Недавно получил от коллег 3 решения мировых судей г. Ноябрьска ЯНАО – об удовлетворении законных требований потребителей. На сегодняшний день только отделом по защите прав потребителей города Урая   в мировой суд в отношении ООО «Евросеть Екатеринбург» направлено 4 исковых заявления о восстановлении нарушенных прав потребителя.

Обобщая судебную практику и анализируя законодательство, можно выработать советы потребителям как действовать в наиболее типичных ситуациях.

Во-первых, потребитель имеет право выбора к кому предъявлять претензию – либо к Продавцу, либо к Изготовителю и их уполномоченным представителям.

Продавцом считается: индивидуальный предприниматель, магазин, коммерческая организация (юридическое лицо) которой принадлежит магазин. 

Изготовителем – фирма-производитель, сервисный центр или гарантийная мастерская уполномоченная фирмой работать от её имени.  

Статья 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" предоставляет потребителю право в случае обнаружения недостатка товара требовать от продавца:

• безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• замены на товар аналогичной или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Вместо перечисленных требований, потребитель вправе отказаться от покупки и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Во-вторых, самой частой причиной отказа в возврате денег служит утверждение продавца о том, что мобильные телефоны относятся к "технически сложным устройствам". Поэтому, мол, для их замены или возврата денег необходимо установить наличие существенного недостатка.

 Под этим термином понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения и т. п. Все бы ничего, только к мобильным телефонам это никакого отношения не имеет, поскольку они не входят в "Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" (утвержден Постановлением Правительства РФ № 575 от 13 мая 1997 г.).

Можно констатировать, что мобильный телефон является обычным товаром. А значит, в случае его ненадлежащего качества потребитель сам выбирает, что для него предпочтительнее - заменить, отремонтировать или получить деньги. Чтобы вернуть деньги, следует прежде всего обратиться к продавцу в письменной форме. Это может быть заявление или еще лучше претензия, составленная в 2 экземплярах. В ней нужно подробно перечислить обнаруженные недостатки, изложить свои требования и указать срок ответа на претензию. Согласно ст. 22 Закона "О защите прав потребителей" требования о возврате денег должны быть удовлетворены в течение 10 дней с момента подачи заявления (претензии).

Многие салоны уговаривают покупателей сдать телефон на экспертизу в сервисные центры. Действительно, такое положение в Законе есть (п.5 ст.18). Но далеко не все знают, что потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Бывает и так, что, сдав аппарат в сервис-центр, Вы получаете в нем заключение о том, что он ремонту не подлежит. С выданной справкой Вы направляетесь к Продавцу, а тот заявляет, что он сомневается в объективности проведенной проверки и вправе провести свою экспертизу. Такие действия также незаконны так как Вы предлагали продавцу возвратить аппарат – он направил в сервисный центр т к представителю изготовителя.  Поскольку полномочный Представитель уже выдал заключение, Продавец уже не вправе его оспаривать.

Часто принимая товар, якобы, на экспертизу, Продавец пишет в квитанции мелкими буквами срок ремонта (как правило, завышенный) и добавляет через запятую, «на ремонт».  Покупатель, не разобрав всё, что написано, ставит свою подпись.     

В итоге, Продавец ремонтирует аппарат вместо экспертизы и возвращает его Покупателю. Так может происходить не однажды, пока Покупателю в конец это не надоест и он бросит тяжбу. На это и рассчитана волокита.

 Помните, не идите на поводу Продавца, а сразу настаивайте либо на замене товара на новый, либо на возврат денег! А если уж Продавец провел экспертизу и дал Вам заключение, что поломка произошла по Вашей вине, не отчаивайтесь.

Если Вы не согласны с заключением экспертов, то имеете право оспорить его в судебном порядке. Кроме того, если Вы уверены в том, что не причастны к поломке мобильника, Вы можете провести независимую экспертизу за свой счет. Но только нужно обязательно уведомить Продавца о дате и времени ее проведения.

В случае положительного заключения Вашей экспертизы, Вы можете через суд взыскать с Продавца все расходы на её проведение, а также прочие расходы и компенсацию морального вреда.

Сергей Забелин

 



Hosted by uCoz