Как отстаивать свои права


Что вспоминают российские граждане-потребители среднего и старшего возраста из советского времени? Твердые цены на товары, их дефицит и, - как следствие,- блат с директором магазина или базы? Это всё в прошлом. Однако такое завоевание социализма, как чиновничий беспредел, никак не хочет нас всех отпускать.
На первый взгляд кажется, что это - проблема несовершенства и некомпетенции государственных служащих. Но когда этого невозможно реализовать такие права, как право на получение тех или иных услуг, что делать в этой ситуации гражданину-потребителю?
ЗАМОРОЧКА С ПРОПИСКОЙ
Четыре года назад гражданин С. выписался из своей квартиры и продал ее. На вырученные деньги купил сыну квартиру в другом городе, а сам стал снимать жилье. Причем, вполне официально. Заключил с собственником квартиры договор найма жилого помещения в письменной форме, а затем с договором и паспортами отправился в паспортный стол регистрироваться по новому месту жительства. Но, не тут то было! В паспортном столе его встретили "тетки" советской закалки. Просмотрев документы, они объявили, что им их недостаточно и потребовали привести хозяина квартиры вместе с документами, подтверждающими его право собственности на жилье. С. только развел руками: согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, чтобы прописаться в арендуемое жилое помещение, ни собственника, ни его документов не требуется. Однако без выполнения этих требований С. отказывались регистрировать по его новому месту жительства...
К СВЕДЕНИЮ
* Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: - документ, удостоверяющий личность; - заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; - документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение). * Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению: - с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда; - с собственниками жилых помещений; - с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений. * Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета. * Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. (пункты 9-12 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ) Для оформления регистрации и получения ответов на вопросы С. направили в центр по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства Екатеринбурга. Но и там у него отказались принять документы, мотивируя различного рода претензиями, не установленными законом. Когда разговор, особенно с должностными лицами, заходит в тупик, приходится переводить общение в письменную плоскость. С. решил обжаловать действия центра в Кировский суд Екатеринбурга. А там выяснились весьма интересные подробности. Выяснилось, что созданный постановлением мэра Екатеринбурга и содержащийся за счет местного бюджета орган, действия которого в суде решил обжаловать С., - не является органом власти и даже муниципальным органом. На этом основании суд прекратил дело, предложив С. обратиться за решением своей проблемы в ином - исковом порядке. Начался знакомый всем чиновничий "футбол". Казалось бы: у заявителя есть обязанность обратиться за регистрацией, у госоргана - обязанность принять документы и зарегистрировать. И, вообще говоря, она территории РФ регистрацию осуществляет паспортно-визовая служба как орган федеральной исполнительной власти. Однако же по воле главы муниципального образования екатеринбуржцы должны с этой целью идти в непонятно зачем созданный центр, действия которого невозможно даже обжаловать в публичном порядке!
В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Дважды местный суд отказывал С. в регистрации, пока, наконец, окружной суд сам не вынес решение: признать отказ незаконным и зарегистрировать С. Но, разобравшись в причинах отказа, студент юрфака, С.решил покончить с проблемой подчинения незаконным решениям администрации, что называется, в широком масштабе. Его логика была такой. Создание центра было официально закреплено постановлением мэра Екатеринбурга. Однако после издания оно нигде не было опубликовано. Согласно, Конституции РФ, неопубликованные законы и иные нормативные акты не подлежат применению на территории Российской Федерации. Однако на практике дело обстоит так, что официально не существующая организация к тому моменту 7 лет занимается приемом документов на регистрацию, и помимо законных придумывает свои правила регистрации! Изучив неопубликованное постановление, С. узнал также, что в пункте, определяющем перечень функций центра, нет таких, как принятие и выдача документов. С. подал в суд обращение о соответствии Уставу Свердловской области актов города Екатеринбурга, касающихся процедуры регистрации по месту жительства и месту временного пребывания. И добился справедливости: 13 февраля 2007 года Уставный суд Свердловской области признал несоответствующим областному Уставу Положение о создании районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания, утвержденное мэром Екатеринбурга. БОМЖАМ УСЛУГИ НЕ ОКАЗЫВАЮТ
На первый взгляд кажется, что все вышеперечисленные проблемы напрямую не касаются прав гражданин, гарантированных им другими федеральными законами, в том числе и законом РФ "О защите прав потребителей". Но на деле это не так. Из-за отсутствия штампика в паспорте С. сняли с регистрации в качестве безработного, отказались заменять медицинский полис, не включили в списки избирателей, прекратили выдачу социального пособия (и - книг в библиотеке), он не смог встать на учет в военкомат. Возникла и еще одна, чисто потребительская проблема - Екатеринбургская компания сотовой связи "Мотив" отказалась заключать с ним договор на предоставление услуги связи в связи с отсутствием штампа в паспорте. Вообще говоря, законом РФ "О связи", "Правилами оказания услуг подвижной связи", и даже внутренними правилами компании предоставление услуг связи с регистрацией никак не связано. Но логика компании была следующей: клиент обязан предоставить документ, удостоверяющий личность и указать адрес места жительства. А поскольку адрес местожительства записывается в штампе регистрации и указывается в паспорте, при заключении договора сотрудники компании сотовой связи обязывали клиентов предоставлять паспорт с штампом о регистрации. Аргумент, что зачастую адрес, указанный в штампике, не соответствует фактическому проживанию и никакие ссылки на правила и законы, ни уговоры не подействовали. Договор об оказании услуг связи пришлось заключать на товарища, а самому - добиваться восстановления своих прав, ввязываясь еще в одну тяжбу. К СВЕДЕНИЮ
Из "Правил оказания услуг подвижной связи" 18. Гражданин представляет оператору связи документ, удостоверяющий личность. 19. В договоре должны быть указаны следующие данные: д) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность. Сначала С. подал руководителю компании письменную претензию о незаконном отказе в заключении договора, которая осталась без ответа. Затем он подал иск в суд - там почему-то, иски "без штампика" принимали, хотя логика их должна быть аналогичной. Почему? Судья посчитала, что исковые требования вытекают из обязательственных отношений, закрепленных в ГК РФ и ст.28 ГПК РФ, в пункте 2 которой сказано: "Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства". Дело тянулось два года и побывало в шести судебных инстанциях. Наконец суд Чкаловского районного суда Екатеринбурга полностью удовлетворил требования истца. Суд обязал ответчика переоформить договор, заключенный с третьим лицом, на истца, и взыскал с него 2 000 рублей морального вреда, штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке, и судебные расходы по делу. ЗАКОН ПРОТИВ ПРОИЗВОЛА
В преамбуле закона РФ "О защите прав потребителей" сказано: "потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Однако в этом законе, как и во многих других, нет ни слова о том, что фактор наличия/отсутствия регистрации для осуществления прав потребителя имеет определяющее значение. Что и доказал судебный процесс, выигранный С. у компании сотовой связи. Однако вопрос выставления непонятных препонов для осуществления в том числе и потребительских прав, - хотим мы этого или нет, - иногда встает перед нами. И не у каждого, пусть даже и юридически подкованного человека, когда эта проблема встает перед ним, находится ее решение. Есть ли какие-либо правовые основы для противостояния неуемному желанию государственных служащих и сотрудников разного рода организаций, которые урезают наши права, установленные федеральным законодательствам, предлагая пройти преодолеть на пути их реализации множество ими самими придуманных правил? В силу ст.76 Конституции РФ законы и нормативные акты, изданные субъектами РФ и органами местного самоуправления, не могут противоречить федеральным законам. В случае если эти противоречия выявляются, приоритетом действия по сравнению с локальным нормативным актом обладает федеральный закон. Эта норма является основанием для обжалования действий представителей государственных служащих и сотрудников иных организаций, (зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории РФ), если их требования основываются на нормах законодательных актов, содержание которых противоречит нормам федеральных законов. Как это можно осуществить на практике? В нашей стране действует закон РФ "Обжаловании в суд действий и решений должностных лиц", в ст. 1 которого сказано: "Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы". Что мы можем обжаловать? Коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (ст.2). Однако действие данного закона не распространяется на действия/ решения, проверка которых законности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда РФ или в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Например, установленный в законе РФ "О защите прав потребителей" - законе прямого действия. Куда подавать жалобу? Помимо суда закон еще предоставляет возможность обратиться "к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу" (ст. 4). В месячный срок эта жалоба должна быть рассмотрена, и в случае отказа или неудовлетворения требования у гражданина остается еще право на обращение в суд. Жалобу, обоснованную нормами данного закона, можно подать - на свое усмотрение - в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения организации, объединения, должностного лица. Подавая жалобу в суд, имейте в виду, что данный закон предоставляет также право на приостановление исполнения обжалуемого действия (решения) на срок рассмотрения жалобы. Но для этого надо проявить инициативу и высказать об этом просьбу суду, либо попросить суд решить этот по своей инициативе. Для обращения в суд с жалобой на действия и решения должностных лиц существуют сроки, которые нужно стараться не пропустить. С момента, когда вам стало известно о нарушении прав, не должно пройти три месяца, а с момента получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа (объединения, должностного лица), или неполучения никакого письменного ответа в удовлетворении жалобы, - месяц. Впрочем, пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (ст. 5). Решения суда по жалобе, поданной на основании данного закона, по жалобе решение вступает в законную силу по прошествии 10 дней. Суд контролирует исполнение решения, а в случае неисполнения - принимает меры в соответствии с действующим законодательством. (ст. 8). НА ЗАМЕТКУ МЫ - ПОТРЕБИТЕЛИ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ВЛАСТЬЮ
В последние годы все больше органов местного самоуправления на территории нкак нашей страны, так и стран ближнего зарубежья, перестраивают свою деятельность в соответствии со стандартами системы управления качеством ISO 9001:2000, перенимая тем самым положительный опыт Европы и Америки. <Современная практика муниципального управления, как профессиональная деятельность квалифицированных управленцев, все отчетливее приобретает черты корпоративного менеджмента+> <Принципиально новым в организации деятельности и управления локальных органов власти становится внедрение прокачественных методов управления, в основе которых находится переход на международные стандарты системы управления качеством ISO 9001:2000 в обслуживании органами местной власти граждан и туристов>. <Управленческие услуги имеет собственную сложную структуру. По функциям можно выделять услуги информационно-аналитического характера (сбор, анализ, предоставление информации для граждан и для принятия решений), планирования и прогнозирования (генеральный план, стратегический план, ориентация предпринимателей на новые территории застройки, стоимость земли, разработка промышленной политики и т.п.), организационные (формирование и реорганизации структуры муниципалитета, разработка регламента по проведению фестивалей, праздников и т.п.). Административные услуги по функциональному назначению подразделяются на услуги регулирующего характера и операционные услуги, реализация которых направлена на формирование заданного качества городской среды.>
Ирина ГЕРАСИМОВА, Сергей СМЕРДОВ

Hosted by uCoz