«СТРАХОВКА ПОНЕВОЛЕ Пассажиры вынуждены
покупать полис» Страхование
пассажиров от несчастных случаев на авиационных и железнодорожных перевозках
является обязательным. Сумма страховки входит в стоимость билета, и приобретать
отдельный страховой полис за плату вовсе не обязательно. Это дополнительная
услуга, и она не должна навязываться. Но так ли происходит в жизни? Не ошибусь, если
скажу, что каждому пассажиру приходилось сталкиваться с тем, что при покупке
билета ему в нагрузку вручали и полис добровольного страхования. Обычно его
вкладывают внутрь билета, и пассажир не сразу замечает, что он приобрёл
дополнительную страховку. Нужна ли она — это каждый решает сам. Но в любом
случае билетный кассир, он же по совместительству и
страховой агент, должен спрашивать согласия пассажира на заключение договора
дополнительного страхования. Но не спрашивают же! Молча
выдают полис и берут деньги, пусть и небольшие — от десяти до ста рублей, но
всё же для многих и это деньги. Почему кассиры
так поступают? Они имеют процент от реализации. Вторая, не менее важная причина
— начальство заставляет. "Не будете продавать — уволим", — говорят
кассирам. Если пассажир
будет настаивать на отказе — вернут деньги. Но таких
требовательных меньшинство. Большинство же
уверено в том, что страхование обязательное. Вот на этой уверенности,
элементарном незнании своих прав и держится машина по выкачиванию дармовых денег. Конечно, хоть и редко но случаются в пути несчастные случаи. Но кто реально
сталкивался с нашей страховой системой, скажут: чтобы доказать вину перевозчика
и получить страховую сумму, порой приходится затратить сил больше, чем стоит
сама страховка. Так стоит ли овчинка выделки? Год назад летом я
заехал к родственникам в один поселок нижегородской области. Мой шурин ездил за
А недавно я и сам
попал в аналогичную ситуацию. Летал в Ханты-Мансийск в окружной суд. Обратно
вылететь оказалось сложно - билетов нет за 4 дня вперед. Денег в обрез,
гостиницы дорогие, да и дела дома ждут. Сижу в аэропорту,
караулю. Приземлился транзитный рейс Когалым — Урай. Билеты продают только после перерегистрации
транзитных пассажиров. А желающих улететь больше чем мест в самолете. Мне
повезло: в руках желанный билет до Урая и... полис
авиационного страхового фонда "АФЕС" на 100 рублей. "Мне
страховой не нужен", — обращаюсь к кассиру. А та,
отказавшись принять полис обратно, стала уверять меня, что он обязателен и без
него на посадку просто не пропустят. Что делать? Денег, чтобы оставаться и
доказывать свою правоту, не оставалось. Пришлось всё же лететь. Сразу по прилету
послал в фонд «АФЕС» в Москву претензию, в которой просил возвратить мне 100
рублей за полис и возместить 500 рублей за моральный вред. Ответа не
последовало. Написал заявление в суд, где моральный вред увеличил до двух тысяч
рублей. Суд назначил дату
заседания. Накануне суда мне позвонил представитель фонда "АФЕС" в Урае и предложил урегулировать конфликт мирным путем. Худой мир всё же
лучше доброй ссоры — рассудил я и согласился отказаться от иска, если фонд
выполнит условия претензии.
Представитель приехал на дом и выложил
на стол 600 рублей, я дал ему расписку о том, что от иска отказываюсь.
Так благополучно разрешилась конфликтная ситуация по "добровольному"
страхованию. К сожалению, не
всегда исполнители услуг признают свою вину, и в таких случаях приходится
прибегать к крайней мере — судебной тяжбе. А она не выгодна никому. А пассажирам советую проявлять больше
настойчивости в отстаивании своих прав. Глядишь, и сэкономите хоть скромные, но
всё же деньги из своего бюджета. |